При всех своих достоинствах Java могла бы остаться незамеченной — как и полдюжины других современных языков — если бы не новаторский способ её распространения, который выбрала Sun. Увидев, как Netscape захватила 70% рынка веб-браузеров, просто раздавая своё ПО бесплатно, Sun приняла ту же «партизанскую» тактику: выпустила скромный пресс-релиз и позволила сарафанному радио в интернете сделать всё остальное.
Это был знакомый приём для Билла Джоя из Sun, который ещё в начале 1980-х способствовал развитию интернета, поставляя бесплатное ПО для интернет-протоколов с каждым компьютером Sun. «Мы знали: если выложить Java в сеть, она найдёт все щели и распространится повсюду», — говорит он.
Конечно, Sun ожидает, что её «партизанский» подход в конечном итоге принесёт прибыль. Более половины интернет-серверов — это машины Sun; всё, что увеличивает интернет-трафик (а Java определённо увеличит), неизбежно пополнит её доходы. Ещё более интересна с коммерческой точки зрения концепция интранета — внутренних корпоративных сетей, — который и Sun, и Microsoft рассматривают как перспективное направление роста.
Чтобы опередить главного конкурента, Sun на прошлой неделе создала новое подразделение JavaSoft под руководством Алана Барца, бывшего топ-менеджера IBM и президента Delphi Internet Services Corp. Руперта Мердока. Его задача — продвигать Java как в быстрорастущем интернете, так и в куда более прибыльных интранетах.
Ничто из этого не гарантирует успеха: несмотря на первоначальный энтузиазм, Java предстоит трудная борьба. Она работает медленнее традиционных языков, а библиотеки, упрощающие работу программистов, всё ещё создаются. Но Java предлагает потенциальным разработчикам то, чего нет в других средах: возможность полностью обойти посредников индустрии ПО.
«Эти гениальные Марки Андреессены будут ночами есть Twinkies, пить Jolt и писать на Java, — предсказывает Макнили из Sun. — Потом выложат что-то в сеть — и бац! Сарафанное радио!»
Главный трюк, который освоила Microsoft, но не Sun и Netscape, — найти способ монетизировать это.